Температура, проветривание в общеобразовательных организациях. На что администрации школы обратить внимание?
Хорошее санитарно-гигиеническое состояние школы подразумевает не только соблюдение чистоты, регулярное и правильное проведение уборки всех помещений, дезинфекции и т.д. Очень важен вопрос воздушно-теплового режима. Температура, влажность и скорость движения воздуха в классе оказывает огромное влияние на состояние организма человека в целом, на его здоровье, самочувствие и работоспособность.
Температура воздуха оказывает существенное влияние на самочувствие человека. Низкая температура вызывает охлаждение организма и может способствовать возникновению простудных заболеваний. При высокой температуре возникает перегрев организма, что ведет к повышенному потоотделению и снижению работоспособности. Ученик теряет внимание.
Влажность воздуха также влияет на теплообмен в организме человека. Она оценивается относительной влажностью, т.е. отношением содержания водяных паров в одном метре кубическом воздуха к их максимально возможному содержанию в процентах.
Сырой холодный воздух увеличивает теплоотдачу и способствует простудным заболеваниям.
Сырой теплый воздух препятствует теплоотдаче и испарению. Сухость воздуха вызывает чрезмерное высыхание кожи и слизистых оболочек верхних дыхательных путей.
Пыль – это микрочастицы, образовавшиеся при разрушении кирпича, бетона, мела, извести, лаков, красок, древесины, полимеров, так же в пыли содержаться вирусы, бактерии, частицы кожи и т.д. В сухом воздухе пылевые частицы постоянно находятся во взвешенном состоянии и летают по помещению, пока не осядут, но она легко может быть поднята в воздух малейшим воздушным потоком, и дальше продолжать свое странствие. Очень мелкие пылинки, попав на слизистые оболочки носа и легочных пузырьков, могут вызвать аллергические реакции, ринит и бронхиальную астму.
Требования к условиям обучения в образовательных организациях регламентируются СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Температура
Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять +18-24°С, в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских +17-20°С, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования +20-24°С, медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала +20-22°С, душевых +25°С.
Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.
Влажность и скорость движения воздуха
В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40 - 60 %, скорость движения воздуха не более 0,1м/сек.
Проветривание
Половину дня, а в некоторых случаях и целый рабочий день дети находятся в учебных классах и занимаются, преимущественно умственной деятельностью. К этому стоит добавить, что у школьников растущий организм, который нуждается в постоянном поступлении кислорода для развития структуры тела и мозга. Важность проветривания помещения очевидна как никогда. Также, стоит добавить, что чаще всего в небольших пространствах учебных кабинетов располагается от 20 до 30 человек одновременно, что способствует быстрому образованию большого количества углекислого газа в атмосфере, который будет негативно воздействовать на мыслительные способности детей и подростков.
Рекомендуемая продолжительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха
Рекомендуемая продолжительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха
|
Наружная температура, °С
|
Длительность проветривания помещения, минут
|
в малые перемены
|
в большие перемены и между сменами
|
От +10 до +6
|
4-10
|
25-35
|
От +5 до 0
|
3-7
|
20-30
|
От 0 до -5
|
2-5
|
15-25
|
От -5 до-10
|
1-3
|
10-15
|
Ниже -10
|
1-1,5
|
5-10
|
Проведение проветривания не требует никаких финансовых вложений, а эффективность его, особенно в период подъема заболеваемости ОРВИ и гриппом, весьма высока. Учебные помещения проветривают во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо проводить сквозное проветривание учебных помещений.
Соблюдение требований санитарных правил позволит сохранить здоровье детей, посещающих образовательные учреждения.
Врач по гигиене детей и подростков филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в Чкаловском районе города Екатеринбурга, городе Полевской и Сысертском районе»
|
|
Нестерова И.В.
|
Согласованно:
Главный государственный санитарный врач в Чкаловском районе города Екатеринбурга, в городе Полевской и в Сысертском районе начальник территориального отдела
Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Чкаловском районе города Екатеринбурга, в городе Полевской и в Сысертском районе
|
|
Потапкина Е.П.
|
|
Упрощаем жизнь воспитателям и ребенку.
Если Ваш ребенок посещает детский сад, то прислушайтесь к некоторым советам по покупке одежды.
Одежда для детского сада должна быть сшита из натуральных тканей (хлопок, лен, байка). Одежда не должна быть перегружена аксессуарами – бусинки и стразы, в первую очередь в целях безопасности и должна быть подобрана таким образом, чтобы ребенок мог ее самостоятельно одеть и снять. Таким образом, одежда для детского сада зависит от многих факторов: от сезона, вида занятия, времяпрепровождения (прогулка или занятия в группе) и возраста дошколят.
Одежда для пребывания в группе.
Одежда для пребывания в группе должна быть максимально удобной и комфортной для ребенка. Обувь для группы детского сада должна быть легкой, во-вторых, она должна защищать ножку малыша (мысы закрыты, подъем стопы защищен), в-третьих, ребенок должен сам уметь ее надеть. Самые удобные застежки на обуви для ребенка – липучки.
Футболки для детского сада должны быть без кнопок сзади и на плечах, желательно без завязок и пуговиц. Еще немаловажный факт – достаточный разрез для головы, чтобы голова не застревала.
Джинсы, шорты, штанишки, юбки предпочтительней без пуговиц, ремней и молнии, просто на резинке.
Одежда для детского сада на улицу.
Теплая, немаркая и легко надевающаяся – вот три главных критерия «детсадовской» верхней одежды. Из кофт удобны водолазки, т.к. закрывают шею. Но их горловина должна быть легко растягивающейся, желательно избегать замков и кнопок.
При выборе зимнего или осеннего комбинезона в садик следует обратить внимание на молнии. Отдать предпочтение фасону под горло и немаркому, быстро сохнущему, способному выдержать стирки 2 раза в неделю. Лучше покупать такой, под который не требуется надевать дополнительные кофты и теплые штаны. Чем меньше одежды нужно надевать ребенку, тем меньше вероятность вспотеть в раздевалке и заболеть.
При выборе куртки смотрим на рукава, они должны оканчиваться манжетами на резинках. Хорошо, если внизу куртки или на талии имеется кулиска. Штаны должны прикрывать спинку, лямки лучше на резинках. Хорошо, если внизу есть штрипки, которые надеваются на обувь, чтобы штанина не задиралась. Еще одно важное требование к штанам - непромокаемость.
Что касается головных уборов, самый практичный вариант для сада – шапка-шлем. Любой ребенок в состоянии научиться надевать его самостоятельно, плюс шлемов еще и в том, что не нужен шарф и шея всегда прикрыта. Еще один нюанс – варежки. Во многих садах воспитатели просят родителей давать детям именно варежки, а не перчатки, ведь их гораздо проще надевать. Выбирайте изделия темных тонов, лучше всего – из непромокаемых материалов с прорезиненной вставкой на ладошках (такие есть и в осеннем, и в зимнем вариантах).
Обувь на прогулку должна быть не скользящей. Легко застегиваться. Не промокать. Очень удобно, когда "язычок" снабжен ограничителями, которые не дают попадать внутрь воде и снегу.
На сколько грамотно вы подойдете к выбору одежды для ребенка, на столько и ему будет удобно и комфортно в детском саду. А хорошо подобранная одежда для прогулки поможет быть ребенку активнее и реже простужаться.
Врач по гигиене детей и подростков филиала Федерального
бюджетного учреждения здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в Чкаловском
районе города Екатеринбурга, городе Полевской и Сысертском районе» Никифорова Л.Ю.
Согласованно:
Главный государственный санитарный врач в Чкаловском районе города
Екатеринбурга, в городе Полевской и в Сысертском районе Потапкина Е.П
|
Освещение в общеобразовательных организациях. На что администрации школы обратить внимание?
Хорошее санитарно-гигиеническое состояние школы подразумевает не только соблюдение чистоты, регулярное и правильное проведение уборки всех помещений, дезинфекции и т.д. Очень важен вопрос освещенности. Недостаточная и неправильная освещенность приводит к прогрессирующему ухудшению здоровья (снижение остроты зрения) и работоспособности, повышению нервно-психологического напряжения, утомляемости.
К концу обучения в школе доля здоровых детей составляет не более 10%, частота нарушения функций органов зрения увеличивается в 4,5 раза. У детей, обучающихся в 1 классах, состояние зрения ухудшается в 2 раза.
Специфическим раздражителем для зрительного анализатора, в состав которого входят сетчатка, зрительные пути и зрительный центр в затылочной доле мозга, является свет.
Чтение, письмо и другая работа, выполняемая на близком расстоянии, связаны с высокой нагрузкой на глаза. При длительном воздействии такой нагрузки, происходит нарушение зрения, возникают болезненные ощущения.
Самым неблагоприятным обстоятельством, затрудняющим чтение в школе, является несоответствующее освещение. Во многих школах, домах, учреждениях освещенность много ниже рекомендуемой и значительно ниже освещенности на открытом воздухе, к которой человеческий глаз приспосабливался в течение многих тысячелетий.
Важнейшее значение в гигиене зрения имеет характер освещения в рабочем помещении. Постоянный недостаток света при работе может спровоцировать развитие заболеваний органов зрения.
Требования к условиям обучения в образовательных организациях регламентируются СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Естественное освещение
Все учебные помещения должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать снарядные, умывальные, душевые, туалеты при гимнастическом зале, душевые и туалеты персонала, кладовые и складские помещения, радиоузлы, кинофотолаборатории, книгохранилища, помещения для установки инженерного и технологического оборудования.
Светопроемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника. Рекомендуется использовать шторы из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения.
Искусственное освещение
В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, теплый белый, естественный белый.
Классная доска оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок. Светильники рекомендуется размещать выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
Коэффициент пульсации
Пульсация – это микро-мерцания ламп искусственного освещения, невидимые для глаза, но отрицательно влияющие на мозг: появляется напряжение в глазах, усталость, трудность сосредоточения на сложной работе, головная боль. Особенно пульсация опасна для детей до 13-14 лет, когда их психика и зрительная система только формируются.
Согласно требованиям СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение" указывается, что коэффициент пульсаций освещённости рабочей поверхности рабочего места не должны превышать 10% - 20% (в зависимости от степени напряжённости работы), при этом нормируются только те пульсации, частота которых ниже 300Гц.
Согласно требованиям СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" указывается, что коэффициент пульсаций освещения при работе на ПЭВМ не должен превышать 5%.
Помимо освещенности влияют на профилактику ухудшения зрения школьников: правильное рассаживание детей в классе с учетом состояния их здоровья, и правильная осанка, и соответствие школьной мебели ростовым особенностям учащихся, и показатели шрифтового оформления полиграфической продукции, и использование технических средств обучения, компьютеров, ноутбуков, электронных учебников, планшетов и т.д.
Причины снижения остроты зрения также могут быть связаны с перенапряжением зрительного аппарата, злоупотреблением просмотром телепередач, компьютерными играми, вообще чрезмерным длительным пребыванием за компьютером, ноутбуком, планшетом и т.д.
Соблюдение требований санитарных правил позволит сохранить здоровье детей, посещающих образовательные учреждения.
Врач по гигиене детей и подростков филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в Чкаловском районе города Екатеринбурга, городе Полевской и Сысертском районе»
|
|
Нестерова И.В.
|
Согласованно:
Главный государственный санитарный врач в Чкаловском районе города Екатеринбурга, в городе Полевской и в Сысертском районе начальник территориального отдела
Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Чкаловском районе города Екатеринбурга, в городе Полевской и в Сысертском районе
|
|
Потапкина Е.П.
|
|
Новогодние страшилки.
Новый Год— праздник, окутанный волшебством и чудесами. С этим днем связаны самые теплые детские воспоминания: нарядная ёлка, ожидание подарков и, конечно, разнообразные вкусности праздничного стола. А после новогодних праздников увеличивается количество обращений в больницы, по поводу пищевых аллергий, болей в животе и проблем с поджелудочной железой.
Многие взрослые считают, что подарки детям в виде килограмма конфет - это лучшее проявление чувств. Не надо забывать, что активное потребление конфет и сладостей в праздники может привезти к развитию кариеса зубов, нарушению пищеварения, аллергическим реакциям.
Пищевая аллергия — самая коварная болезнь, которую не так просто вылечить. Атопический дерматит (диатез) – это наследственная особенность организма ребенка, обусловливающая специфику его адаптивных реакций и предрасположенность к определенным заболеваниям.
Многие из нас с удовольствием приобретают ароматные цитрусовые, в частности мандарины. Аллергия на мандарины - нередкое явление. Особенно это касается детей, которые чаще всего накануне новогодних праздников съедают очень много этих опасных продуктов иностранного производства.
Иногда причиной возникновения аллергии может быть не сам фрукт, а различные химические вещества, которыми часто обрабатываются продукты при транспортировке. Жидкость, которая в большом количестве содержится в мандаринах, не позволяет долго сохранять красивый внешний вид этим сладким плодам, и они очень быстро начинают портиться. Именно по этой причине очень часто продукты такого рода опрыскивают разными составами, которые уберегают фрукты от порчи. К тому же не секрет, что производители применяют химические вещества, способствующие созреванию и росту плодов. Также они способны накапливать в себе различные составы удобрений, которыми их щедро пичкали недобросовестные работники на сельскохозяйственных плантациях. Пестициды, которые используют для борьбы с вредителями, также способны проникать в состав продуктов и не только бороться с насекомыми и грибками, но и оказывать пагубное влияние на организм человека.
Норма потребления сахара для детей 1 чайная ложка в сутки. Суточная норма сладкого в день - это 30-40гр, это 2-3 конфеты в день, или 1 зефирка, или 2 печеньицы. Именно родители ещё в раннем возрасте должные сформировать у своего дитя правильный рацион питания. В первую очередь, дети должны привыкнуть есть каши, супы, овощи, фрукты.
Желаем здоровья Вам и Вашим детям!
Врач по гигиене детей и подростков филиала Федерального
бюджетного учреждения здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в Чкаловском
районе города Екатеринбурга, городе Полевской и Сысертском районе» Никифорова Л.Ю.
Согласованно:
Главный государственный санитарный врач в Чкаловском районе города
Екатеринбурга, в городе Полевской и в Сысертском районе Потапкина Е.П
|
Как можно избавиться от вшей?
Заражение вшами (педикулез) — проблема, которую не принято обсуждать со всеми. Замалчивание и игнорирование педикулеза не ведет к излечению. Опасность таится в том, что педикулез быстро распространяется в тесном кругу людей. Особенно подвержены заражению вшами дети. В школе дети сидят рядом за партами, возможен контакт голова к голове, девочки могут обмениваться друг с другом заколками или резинками для волос, расческами. Такой контакт может быстро привезти к распространению инфекции. Согласно нормативных документов осмотр на педикулез осуществляется один раз в месяц выборочно несколько классов в школах. Домашний осмотр можно осуществлять чаще, хотя бы раз в неделю.
Весь жизненный цикл головной вши от первого яйца до яйца, отложенного уже взрослой самкой, при благоприятных условиях составляет всего 16 суток. А при максимально неблагоприятных, но ещё допускающих размножение этих паразитов условиях, — около 30 дней. Это значит, что уже через полтора-два месяца после заражения на голове ребенка будет жить целая популяция насекомых, а спустя три месяца они уже начнут донимать хозяина столь сильно, что вызовут ярко выраженные проявления педикулеза.
Обычно вши приводят в шок и смятение, не каждый может сразу сообразить, что необходимо предпринять в таком случае. Сначала требуется ненавязчиво и аккуратно выяснить, у кого еще из близкого окружения существует данная проблема. Затем постирать постельное белье и одежду, прогладить вещи, дополнительно обработать паром все предметы, с которыми контактировал больной человек. Это основная профилактика педикулеза, чтобы избавить семью от массового заражения.
Лечебные мероприятия следует начинать в тот же момент, как только проявились первые признаки присутствия на коже головы личинок (гнид) и продуктов их жизнедеятельности. Если проигнорировать их наличие, лечение уже не будет таким быстрым, голова превратится в рассадник паразитов с болезненными ранами, постоянным зудом. В аптеках продается множество разных шампуней и лосьонов, призванных бороться со вшами. Но любое средство имеет как положительные, так и отрицательные свойства. Важно учитывать момент проявления аллергических реакций и побочных действий.
Главное правило — это четкое соблюдение интервалов между этапами лечения. Если в инструкции к препарату сказано, что повторный сеанс следует провести по истечении 7 дней (гниды вылупляются) после первого этапа, то этого правила обязательно надо придерживаться. Чтобы избежать рецидивов, требуется повторная обработка. После каждой обработки головы волосы необходимо тщательно вычесывать, чтобы удалить погибших особей вшей и гнид. Важно проводить повторные обработки, даже если результат достигнут сразу.
Исполнитель:
врач по гигиене детей и подростков
филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в Свердловской области в Чкаловском районе
г. Екатеринбурга, городе Полевской и Сысертском районе» Никифорова Л.Ю.
Согласовано:
Главный государственный санитарный врач в Чкаловском районе города
Екатеринбурга, в городе Полевской и в Сысертском районе
Начальник территориального отдела
Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Чкаловском районе
города Екатеринбурга, в городе Полевской и в Сысертском районе Потапкина Е.П
|
|